История одного шедевра. «Московский дворик» В.Д. Поленова

24 июня 2020

«Московский дворик» Василия Дмитриевича Поленова — любимая картина многих поколений зрителей. Она является своеобразным манифестом художника, воплощением главной мысли его творчества «Искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит». За несколько лет до появления этой картины В.Д. Поленов находился в Европе в качестве пенсионера. Так называли в Российской империи выпускников Академии художеств, получивших за свои заслуги в живописи денежное пособие для дополнительного совершенствования мастерства за границей. В 1876 году Василий Дмитриевич прерывает поездку, возвращается в Россию и отправляется добровольцем на Русско-турецкую войну. За храбрость художника награждают Георгиевским крестом и медалью. Спустя год, в зените своей популярности петербуржец Поленов приезжает в Москву с целью собрать материал для своей будущей картины на историческую тему. Москва, с ее уютной и патриархальной жизнью, очаровывает Поленова. Поселившись в доме близ Арбата, на углу Дурновского и Трубниковского переулков, он увидел мотив с церковью Спаса на Песках, который сразу вдохновил художника. Василий Дмитриевич Поленов создал образ старой Москвы, полный покоя и умиротворенности. Написанная яркими красками, картина утверждает радость повседневного бытия и передает светлые чувства автора. «Московский дворик» художник писал дважды. Поначалу это был этюд к картине без людей. Эту работу позже художник подарил И.С. Тургеневу, будучи поклонником его литературного творчества. Второй вариант картины – более расширенный. Здесь автор уже изобразил фигурки детишек на переднем плане и девочку, несущую ведро. В 1878 году «Московский дворик» Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников – передвижников. Сам художник скромно оценивал свое творчество. Он писал Ивану Крамскому «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Но именно эта «картинка» имела на выставке большой успех и сразу принесла художнику известность. Вскоре «Московский дворик» приобрел Павел Третьяков для своей коллекции.