«Мир в зеркале искусства» — выставка Сергея Герасимова

«Мир в зеркале искусства» — в Новомосковском историко-художественном музее открылась выставка Народного художника СССР Сергея Герасимова

«Искусство – выражение личных гражданских чувств человека», — говорил Сергей Васильевич Герасимов.
Искусство отражает окружающий мир таким, каким его видит художник. Влияние на его восприятие реальности способно оказать многое — временной период, значимые события, общественные потрясения, государственная идеология.
Особенно ярко идеология отразилась на творчестве художников советского времени. Художественное искусство той поры должно было, в первую очередь, отражать чувства и мысли трудового народа, а также побуждать народ к созданию нового коммунистического государства.

На выставке из фондов Бородинского музея-заповедника представлены работы художников большей частью именно советского периода.
Но эта выставка особенная.
Здесь не будет сцен спортивных достижений и трудовых подвигов, не будет картин, овеянных революционной славой.
Здесь зритель увидит повседневную эстетику окружающего мира. Мир, каким видели его те, кто графическими средствами перенёс его на бумагу.
Большая часть художественных работ, которые здесь представлены, принадлежит авторству известного советского художника Сергея Васильевича Герасимова (1885-1962).

Искусствоведы говорят о нем, как о замечательном живописце и графике, почитаемом и любимом мастере-педагоге. Его называют одним из корифеев отечественной художественной школы, воспитавшем не одно поколение русских художников двадцатого века.

Сергей Васильевич был страстным поклонником пейзажного творчества. И это неудивительно. Он родился в семье кожевника, его детство прошло на окраине подмосковного провинциального городка Можайска, возле Москвы-реки. Художественный мир мальчика сформировался под влиянием патриархального семейного уклада и в окружении спокойной красоты среднерусской природы. Этот период на всю жизнь наложил свой отпечаток на творческую натуру художника. На протяжении всей своей творческой жизни он отдавал предпочтение пейзажной живописи и изображению сцен из крестьянской жизни. «Очень люблю пейзаж, и пишу его при любой удобной возможности», — это его собственные слова.

Одна из любимых техник Герасимова – это акварель. Свое вхождение в мир изобразительного искусства художник начал как раз с акварелей и угольных и карандашных зарисовок. В них он запечатлевал родной Можайск и Москву, где учился. Красочная гамма в этих работах лаконична, но тем не менее способна выразить своеобразную поэзию природы.

В разные годы художник много ездил по стране, и даже посещал европейские государства. Эти поездки были связаны с участием и организацией выставок и знакомством с творчеством зарубежных мастеров. Итогом его путешествий стала целая серия цветных акварелей, воссоздающих прекрасные виды родной страны, а также Франции, Польши, Болгарии, Чехии, Италии и др.

В послевоенное время Сергей Васильевич заинтересовался событиями Отечественной войны 1812 года, и написал ряд картин, посвящённых русскому полководцу М.И. Кутузову. Пять таких чёрных акварелей можно увидеть на нашей выставке.

Закончив в Художественно-промышленном училище им. С.Г. Строганова (1901-1907) и Школе живописи, ваяния и зодчества (1907-1911), Герасимов занялся преподаванием и достиг значительных карьерных высот. Он обучал живописи в художественной школе при типолитографии И. Д. Сытина, затем во ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе. Позднее стал профессором, а потом и директором Московского государственного института им. В.И. Сурикова (1936-1950), профессором Московского высшего художественно-промышленного училища им. С.Г. Строганова (1950—1964), Первым секретарем правления Союза художников СССР (1958—1964).
Герасимов оставил после себя большое культурное наследие. Это не только художественные ценности, но и его ученики, талантливые художники, ставшие знаменитыми мастерами.

В этом разделе выставки представлены работы Германа Вячеславовича Черемушкина – народного художника России, профессора кафедры «Искусство графики» Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова. Черемушкин – художник-монументалист. И он отличается совсем иным видением природы, нежели его учитель. Его линогравюры отличаются идейным содержанием, наполнены глубоким смыслом, зачастую не всегда простым для понимания зрителям.

Сейчас Герман Черемушкин обучает молодое поколение художников-учащихся Строгановского университета. Они также ежегодно приезжают на родину Герасимова в поисках вдохновения. Их линогравюры также можно увидеть на нашей выставке.

Тяжёлые годы Великой Отечественной войны, в частности, блокадный Ленинград и послевоенный период становления предстает перед зрителем глазами художников-иллюстраторов А.М. Лаптева, А.Ф. Пахомова и Н.И. Дормидонтова, создавших множество иллюстраций для произведений русских писателей. В этом блоке можно увидеть одно из чисто советских направлений в искусстве – индустриальный пейзаж. Но даже и здесь, в каждой картине можно увидеть свою особую лирику.

На открытии присутствовали представители филиала музея-заповедника «Бородинское поле» — Можайского историко-краеведческого музея: ученый секретарь – Лариса Викторовна Смирнова и специалист по экспозиционно выставочной деятельности Виктория Викторовна Порватова, которые провели для познавательную экскурсию для собравшихся гостей.

Гостями церемонии открытия выставки стали жители города, а также новомосковские художники — Петр Максимович Рудин, Виктор Васильевич Посвежинин, Лидия Алексеевна Новикова. Также открытие посетили тульские художники — Александр Николаевич Петровичев, председатель ООХ «Круг», и Нада Дутина, представитель и учредитель международной общественной организации художников «Круг», студенты новомосковского многопрофильного колледжа.

Посетить выставку можно до 12 января.