История одного шедевра. «Царевна – Лебедь» Михаила Врубеля

23 сентября 2020

«Русский Ван-Гог» — так называют сегодня Михаила Александровича Врубеля, известного художника – символиста рубежа XIX—XX веков. Михаил Александрович владел в совершенстве практически всеми видами и жанрами изобразительного искусства. Он писал живописные портреты и натюрморты, создавал керамику и скульптуру, занимался книжной графикой и оформлением спектаклей. Врубель жил в своём мире, который был недоступен пониманию других. Современники Михаила Врубеля отмечали своеобразный характер мастера, который ярко отобразился в его замечательных картинах. Обладая особой экспрессивной манерой в живописи, он выработал свой индивидуальный и узнаваемый стиль.

Михаил Врубель всегда находил вдохновение в русской культуре. Художник написал большое количество прекрасных произведений, но жемчужиной его творческой коллекции стала «Царевна – Лебедь». Эта картина была написана под впечатлением оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, в которой партию Царевны исполняла Надежда Забела-Врубель, супруга художника. По эскизу Михаила Врубеля для нее был создан костюм, который представлял собой металлический каркас, обтянутый белым шёлком и украшенный перьями, стразами, жемчугами. Тяжелый костюм мешал актрисе двигаться на сцене, но она так чудесно пела и танцевала, что зрители этого не замечали. Вдохновлённый музыкой и красотой сказочной героини, мастер пишет картину «Царевна-Лебедь». Художник пытается изобразить ускользающее движение уходящей царевны и момент ее превращения в лебедя. В ее печальных глазах, равнодушных к земной суете, застыла тревога и скорбь. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма, такому таинственному и прекрасному. А в мировосприятии символизма этот образ олицетворяет собой вдохновение, способное из этого рационального мира унестись мечтой в иные сферы.