Из цикла «Памятные даты в российском календаре» ко дню Российской науки

8 февраля 2022

8 сентября 1929 года на заседании Технической комиссии Центрального совета ОСОАВИАХИМа авиаконструктор Николай Камов назвал свое изобретение «вертолетом». Конечно, устно термин «вертолёт» употреблялся и ранее, но письменно его впервые зафиксировали в протоколе как раз того самого заседания – применительно к летательному аппарату Каскр-1 (от фамилий авторов – Камов-Скржинский) — «Красный инженер».

Слово «вертолёт» – калька с французского gyroplane (где gyro – вертеть, а planer – парить, висеть в воздухе). Интересно, что летательный аппарат, названный Камовым «вертолётом», на самом деле таковым не являлся. По своим техническим характеристикам он был типичным «автожиром». Подобно вертолёту, он обладал несущим винтом для создания подъемной силы. Но, подобно самолету, оснащался еще и тянущим/толкающим винтом (пропеллером), который обеспечивал аппарату горизонтальную скорость. А вот классический вертолёт тогда назывался «геликоптером». Носил он это название всю первую половину прошлого века.

В мае 1931 года Каскр-1 эффектно демонстрировался в полёте над Ходынским полем членам правительства и представителям командования ВВС Красной Армии. Техника понравилась руководству Красной Армии, и тема разработок постоянно развивалась. Первый серийный советский вертолёт — Ми-1 разработало ОКБ под руководством Михаила Леонтьевича Миля. В 1948 году лётчик-испытатель М. К. Байкалов совершил на Ми-1 первый полёт. С 1952 года Ми-1 начал выпускаться на Казанском вертолётном заводе, что положило начало крупносерийному производству вертолётов в СССР.