Как на Руси царевичей учили. Петр I

2 ноября 2020

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Эти слова были написаны А.С. Пушкиным о Петре I, Великом Преобразователе России. Уже с детства маленький Петр отличался необычайной нетерпеливостью, живостью, богатой от природы памятью.

Как пишет Б. Глинский, время книжного учения и писания наступило для Петра очень рано. Когда царевичу исполнилось три года, к нему был определен «подьячий тайных дел» Григорий Гаврилов, который написал своему маленькому ученику азбуку и часослов. Весной же 1976 года к царевичу в качестве учителя был приставлен подьячий из челобитного приказа Никита Моисеевич Зотов.

Несложен был курс наук маленького Петра. Главным предметом было умение читать и запоминать прочитанное из Часослова. Псалтыри, Деяний апостолов и Евангелия. Письму стали обучать, когда ему минул уже восьмой год. Петр Алексеевич учился прилежно, охотно и легко. Вскоре царственный ученик превзошел книжное учение и поражал всех, знавших его толковым чтением Евангелия и Апостола, которые выучил наизусть. Надо отметить, что Н. Зотов, в пределах своих средств и познаний, сумел расширить программу преподавания, введя дополнительные предметы, которые являлись для того времени педагогическим новшеством. Так, например, он рассказывал царевичу о жизни храбрых царей, показывая книги с кунштами, то есть рисунками. По этим книгам живописцы сусальным золотом и яркими красками разрисовали листы с изображениями городов, кораблей, воинских учений, битв; к этим иллюстрациям был также присоединен и текст. Листы были размещены по стенам разных комнат, и, в перерывах между обучением, Н. Зотов подводил царевича к той или иной картине и рассказывал разные достойные внимания исторические события.

Таким образом, этот способ наглядного обучения, где отдых чередовался с делом, как пишет Б. Глинский, приучал маленького царевича к постоянной деятельности и сосредоточенности внимания. Мальчик развивал свои духовные способности, приобретал постепенно знания по Святому Писанию, истории, географии и отчасти естественным наукам.

Благодаря такому характеру занятий, уже к 10 годам, когда Петру пришлось надеть царский венец, он имел основательные познания по закону Божьему и

отечественной истории, но, к сожалению, ему так и не далось искусство письма ввиду позднего начала обучения владения пером.

Основы жизни, вложенные в душу Петра в раннем детстве, отразились на всех его последующих делах. Он именно представил собой образ монарха, искавшего всюду дела и серьезной практически-полезной его стороны, став таким образом «вечным работником на троне».