Осень в картинах русских художников

20 октября 2020

На улице в самом разгаре осень. Эта удивительная пора всегда вдохновляла своей богатой палитрой художников, каждый из которых по-своему изображал ее в своих произведениях. Выдающиеся мастера живописи В.Д. Поленов и И.И. Левитан создали великое множество осенних пейзажей, но самые известные из них имеют общее название – «Золотая осень».

Василий Дмитриевич Поленов в своем творчестве уделял большое внимание русской природе, однако, пейзаж «Золотая осень» изображён с какой-то особой любовью и трепетом. Картина была написана художником в 1893 году, через три года после того, как он поселился в усадьбе «Борок», расположенной на Оке, у деревни Бёхово. Красота этой реки всегда волновала художника. Однажды он написал К.А. Коровину: «Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку. Ведь мы с Вами первые открыли её красоту». «Золотая осень» Поленова пленяет своей удивительной гармонией: ясный солнечный день, монастырь на взгорье у изгиба реки сияет в солнечном свете, листва только-только начала желтеть. Безмятежный и спокойный уголок, где человек может обрести истинное умиротворение. Этот пейзаж «поэта в живописи», как называли Василия Поленова его современники, показывает зрителю, откуда появилась «радость золотой осени» у его ученика и друга, Исаака Левитана.

Картине Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» в этом году исполнилось 125 лет. Полотно сильно отличается от предыдущих произведений живописца. В нём уже нет места грусти и унынию. Шедевр наполнен безграничной радостью и предвкушением счастья, что было так созвучно мироощущению автора в тот момент. «Меня страстно потянуло работать, увлекся я, и вот уже неделя, как я изо дня в день не отрываюсь от холста…» — писал художник Василию Поленову. Левитан начал работу над картиной осенью 1895 года, когда он жил в усадьбе Горка, Тверской области. Владельцем усадьбы был И.Н. Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская. Наброски и эскизы для картины художник делал с натуры, однако свой знаменитый пейзаж автор завершил зимой, после возвращения в Москву. Пейзаж написан в энергичной, экспрессивной манере. В нём ощущается влияние импрессионизма. Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она экспонировалась в Москве, Нижнем Новгороде. Когда «Золотую осень» представляли на выставке в Харькове, полотно сильно пострадало из-за свалившегося на него козырька от настенного калорифера. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, место порыва холста не видно. Картину искусно «вылечил» реставратор Дмитрий Арцыбашев.

Эти два прекрасных произведения выдающихся художников входят в золотой фонд русского искусства и будут волновать еще не одно поколение зрителей.