«В каждой квартире,
в любом этаже знают
достоинства марки ТЭЖЭ»
— этот советский рекламный слоган сегодня звучит как загадка. А это был самый известный бренд и модницы пытались его расшифровать на все лады. Хотелось верить, что это «Тайны женщины» или «Тело женщины», однако ответ был прост и прямолинеен, как все в стране советов, – трест эфирно-жировых эссенций. Трест «ТЭЖЭ» появился после революции, возглавила его жена Молотова Полина Жемчужина. Ассортимент косметических средств, выпускаемых на фабрике, был достаточно велик: мыло, крем, пудра, тушь, помада, туалетная вода и одеколон – словом все, что было необходимо, чтобы чувствовать себя «самой обаятельной и привлекательной». Каких названий продукции только не было: «Золушка», «Карнавал», «Золотая осень», «Маскарад», «Ромашка», «Подарочная», «Спящая красавица», «Белая ночь». А одна из марок мыла называлась «Букет моей бабушки». У нас в музее хранится коробочка из под пудры «Леда», когда то выпущенная этой фирмой. Главные требования, которые предъявлялись к советской пудре на производстве — это хорошая кроющая способность. Но, похоже, именно в этом плане производители перестарались: очень трудно было нанести пудру так, чтобы лицо не выглядело словно маска. Какую тонкую пуховку ни возьми, как аккуратно ни старайся нанести пудру, все равно излишки порошка приходилось с кожи убирать и придавать лицу более или менее естественный вид. Цветовая палитра советской пудры тоже была не особо широкой: белая, розовая, желтоватая (ее еще называли рашель — встречалась светлая и темная. Причем, рашель — именно без кавычек, т.к. это было не наименование пудры, а название оттенка), коричневая светлая и коричневая темная. Для продавцов косметических отделов существовала специальная памятка, руководствуясь которой они должны были помогать женщинам подбирать наиболее удачный цвет пудры. Ориентиром служили цвет волос и цвет кожи покупательницы.