История одного шедевра. «Лунная ночь на Днепре» А.И Куинджи

8 июля 2020

«Лунная ночь на Днепре» – одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. К написанию будущего шедевра он приступил летом 1880 года. Архип Иванович работал над этим полотном полгода. За несколько месяцев до завершения картины по Петербургу разнеслись слухи о невероятной красоте этого произведения. Под окнами его мастерской выстраивались длинные очереди, чтобы увидеть эту картину. Куинджи пошел навстречу петербуржцам Каждое воскресенье художник растворял двери своей мастерской для всех желающих ровно на два часа. За это время гостями его мастерской стали многие великие люди того времени – И.С. Тургенев, Д.И. Менделеев, И.Н. Крамской, П.П. Чистяков. Однажды его мастерскую посетил скромный офицер, который поинтересовался стоимостью картины. Архип Иванович назвал невероятную по тем временам сумму – пять тысяч рублей. Художник не ожидал, что его гость согласится. Оказалось, что это был Великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел картину для своей коллекции.

«Лунная ночь на Днепре» была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге. Это была первая в России выставка одной картины. И люди часами стояли в очередях, чтобы увидеть произведение «художника света». Чтобы достичь большего эффекта, художник попросил занавесить в зале все окна и осветить картину сфокусированным на ней лучом. Когда посетители входили в полутемный зал, они не могли оторвать взгляд от сверкающего диска луны, который заполнял своим светом всю комнату. Многие из зрителей заглядывали за картину в надежде отыскать там лампу. Эта работа произвела настоящий фурор и приобрела мистическую славу. Секрет картины заключался в фантастическом умении художника играть на контрастах и долгих экспериментах над цветопередачей. В процессе создания картины Куинджи смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. В этом художнику помогал его близкий друг – Дмитрий Менделеев.

К сожалению, наши современники не могут в полной мере оценить первоначальный эффект картины, так как до наших времен она дошла в несколько ином виде. Великий князь Константин Константинович, купивший картину, не хотел расставаться с полотном, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Морской воздух и высокая влажность губительно повлияли на состав красок. Картина сильно потемнела. Несмотря на это, лунное сияние и сегодня продолжает действовать на зрителей магически.