Суровый ноябрь 1941-го. Когда в город ворвались немецко-фашистские захватчики, в больничном госпитале, размещённом в здании Сталиногорской больницы, было около 300 раненых. Многих разобрали по домам горожане, около 120 тяжелораненых нетранспортабельных бойцов и командиров находились в госпитале. Около больницы был установлен немецкий пост, 22 раненых солдата были расстреляны врагами.
Мария Павловна Малышева — заведующая хирургическим отделением, сутками находилась в больнице: днём, под светом керосиновой лампы проводила операции, ночью лечила раненых, размещённых в домах горожан. Медикаментов не хватало, бинты и марлю стирали и стерилизовали дома по ночам, добывали пропитание в окрестных деревнях. Пищу для оставшихся готовили в тайне на квартире главного врача больницы Стеллы Дмитриевны Мурашко.
Уходя из города, в ночь на 13 декабря, фашисты подожгли больницу. Раненых спасал весь город, на носилках, на матрасах их переносили в другое здание, разбирали по домам. Многих удалось спасти, вернуть в строй.
Мария Павловна продолжала трудиться в больнице и в войну, и в тяжелое послевоенное время. Многие горожане вспоминают её добрым словом, все те, кому она вернула жизнь и здоровье.